Как сделать дудочку (свирель) своими руками

как сделать дудочку (свирель) из камыша своими руками, мастер-класс по деревянной дудкеСвирель (дудочка) — старинный музыкальный инструмент. Обычно ее делали пастухи, чтобы развлечь себя при монотонной работе. Делали дудочку (свирель) как правило из камыша, тростника или другого пустотелого материала. Для того,чтобы сделать такую дудку, вам понадобится какая-нибудь полая трубка длиной ок. 30см. с внутренним диаметром ок. 1 см. Это стебель камыша(он растет по берегам рек или в заболоченных местах)или трубка из ПВХ. Еще вам понадобится тюнер или какой-нибудь музыкальный инструмент для настройки звука, ножовка, выжигатель по дереву, острый нож, клей типа «Момент», надфиль, наждачка и кусочек дерева для свистка.

изготовление дудочки из камыша

Ход работы по изготовлению свирели (дудочки) из камыша

Вначале необходимо отпилить трубку по длине (у меня она 27см), выровнить края и удалить внутренние перегородки (если они есть) ножом:

изготовление деревянной дудочкиЗатем зачищаем внутренний канал с помощью намотанной на палочку наждачки :

дудочка своими рукамиТеперь необходимо на расстоянии ок. 2см. от края вырезать отверстие свистка. Оно имеет прямоугольную форму. Ширина его 0,7 см., длина 0,5 см. Это ориентировочно. Окончательно его можно доводить при подстройке. Намечаем отверстие карандашом и прорезаем:

камышовая сопелка мастер классТеперь формируем надфилем угол свисткового отверстия (на стороне ближе к выходу). Он должен быть под углом 45 град. Этот угол очень важен, т.к. он непосредственно участвует в формировании звука, рассекая струю воздуха.

устройство свистка в дудочкеТеперь необходимо сделать пыж из кусочка дерева, и подогнать его под диаметр внутреннего канала (схема его устройства ниже). Он должен доходить до ближней грани отверстия свистка.

пастушья дудка своими рукамиМожно стянуть ниткой край дудочки, чтобы камыш не треснул:

делаем свирель самивставляем пыж в дудочку, предварительно примеряя его:

мастер класс по изготовлению деревянной дудочкиОтпиливаем лишнее, выравнивая край:

устройство дудочкиПромазываем пыж клеем и вставляем в дудочку. Когда он подсохнет, формируем для удобства игры скос края дудочки:

как сделать флейту своими руками мастер классТеперь с помощью тюнера проверяем тональность (первый звук) нашей флейты. У меня получился»Ре». Дальше необходимо прожечь первое отверстие. В начале прожигаем дырочку маленького диаметра,проверяем тюнером и подстраиваем отверстия, расширяя его.Чем шире и выше к свистку отверстие,тем выше нота. Строй свирели диатонический, т.е. гамма мажорная или минорная. При всех закрытых отверстиях получилась нота «Ре», значит первая дырочка будет соответствовать ноте «Ми», вторая ноте «Фа диез», третья-«Соль», четвертая-«Ля», пятая «Си», шестая «До диез», и нижняя «Ре». Это мажор. Ниже выложу схему с промерами отверстий и устройством свистка.

настройка дудочки После настройки шести дырочек с верхней поверхности флейты, необходимо зачистить внутренний канал от остатков гари наждачкой:

как делать отверстия дудочкиПоследним прожигаем отверстие с нижней поверхности флейты:

Изготовление музыкальных инструментов своими руками флейта свирельСхема свистка и промеров отверстий дудочки:

Схема отверстий дудочки


Заказать флейту можно:

В Воронеже можете подъехать ко мне в мастерскую и купить флейту на месте. По России отправляю почтой - опыт отправок большой!
Сохраните мой сайт в социальные сети и расскажите друзьям!
Закладка Постоянная ссылка.

244 комментария: Как сделать дудочку (свирель) своими руками

  1. Igor пишет:

    Отличный мастер класс по камышовой свирели!Все подробно и понятно.Я пробовал сделать сякухати из ПВХ,теперь вдохновился вашей свирелью!:)Тем более у меня на даче камыша этого!..

  2. admin пишет:

    Спасибо!:)

  3. Ирина-Ясна пишет:

    Меня восхищает, с какой любовью сфотографированы деревянные музыкальные инструменты, которые вы делаете своими руками. Видно, что для вас их изготовление — не просто работа, а Настоящее увлечение.

  4. admin пишет:

    Это ты точно подметила!:)

  5. александр пишет:

    подскажите а для изготовления свирели (камышовой) подойдет такое дерево как бузына,благодарю.

  6. admin пишет:

    Подойдет все что с достаточно большой полостью, если вам Александр удалось найти такую то вперед и с песней. Если что-то не получается, подскажу. Свирели у нас на Руси еще делали из травы дудник. Что касается бузины то она склонна давать трещину, но если работать аккуратно то все получится. Я недавно делал флейту из бузины, все получилось, правда маленькая трещинка все равно была.

  7. Никита пишет:

    Мне очень нравятся духовые инструменты и я очень давно хотел изготовить один из них своими руками . Спасибо огромное за такое внятное объяснение. Но у меня есть вопрос. «Подойдет ли бамбук ?» или «Как высушить камыш до такого состояния?»

  8. admin пишет:

    Конечно бамбук подойдет. И звук у такой свирели будет замечательный. Но с бамбуком нужно поаккуратнее, он часто дает трещину при настройке. Это в основном из -за перепада влажности и температуры. Поэтому некоторые мастера прежде пропитывают бамбук маслом, а после настройки еще перематывают капроновой обувной нитью. С камышом намного проще, можно просто собрать прошлогодний или высушить осенний. Сушка не требует особых условий.

  9. Глеб пишет:

    А сколько надо сушить.

  10. admin пишет:

    Я как то в Крыму осенью срезал еще зеленый камыш, через месяц он уже затвердел и был готов. Но можно не сушить а срезать готовый цвета соломы. Главное условие твердость как затвердел значит высох.

  11. Дария пишет:

    скажите, а нужно ли удалять перегородку, которая находится там, где выход?

  12. admin пишет:

    Конечно нужно! Я ее удаляю надфилем. Канал должен быть сквозной.

  13. Дария пишет:

    Да? а у меня без нее шума больно много(мне с ней больше нравилось.. из бамбука

  14. admin пишет:

    Ну вы же отверстие в перегородке все равно маленькое, но просверливали?

  15. Дария пишет:

    неа. ну завтра за камышом пойду)

  16. Глеб пишет:

    Я решил сделать из бамбука.Подскажи как точно чтоб он не треснул.

  17. admin пишет:

    Все что я узнал про бамбук после того как сломал свою первую флейту это то что никто от этого не застрахован. Он может треснуть не зависимо от мер предосторожности. Но тем не менее очень много мастеров занимаются именно с ним. Один мой знакомый вообще сказал что нужно с ним подружиться. Я пользуюсь льняным маслом с целью предотвратить перепад влажности, и делаю обмотки почаще. Слышал что еще его над огнем прожигают, но не пробовал. Так что нюансов много технических. Узнавать лучше у мастеров занимающихся только с бамбуком. Со своей стороны скажу одну вещь без которой действительно ни одна флейта не получится. Это хорошее настроение. Многие мастера начинают даже медитировать что бы настоится должным образом.

  18. Глеб пишет:

    Должен ли свисток свистеть без дырки

  19. admin пишет:

    Я высверливаю бормашиной. делаю несколько маленьких отверстий. Затем выравниваю надфилями.

  20. Глеб пишет:

    на конце.

  21. admin пишет:

    Про свисток и дырку я не совсем понял……………..?

  22. admin пишет:

    Нет у дудочек без дырки на конце не будет полноценного звука.

  23. Фёдор пишет:

    Здравствуйте!
    Мучился со сверлом 10 мм и веточкой от спиленного в парке непонятного дерева длины сверла не хватало примерно на 1.5 см в середине = ) кое-как проковырял хвостовиком от круглого напильника немного выровнял, сделал свисток, начал сверлить отверстия под нотки сделал сначала 4 мм звук ощутимо не изменялся. Прочитал, что надо делать около 6 мм. Начал сверлить, а она лопнула вдоль. Теперь у сына появился просто свисток.
    Хочется сделать себе дудочку, камыша не нашёл, зато по итогам опыта купил сверло опалубочное 12х40. Теперь думаю, сильно ли сместятся отверстия нот и изменится длина от увеличения внутреннего диаметра? Сильно ли влияет толщина стенок на практике? (Теоретически да, но практика с теорией порой сильно расходятся…)

  24. admin пишет:

    Приветствую! Опалубочное сверло это то что нужно. Если дерево брать то я посоветую сухое. И лучше брать заготовку по толще, на случай если сверло уйдет в сторону. На высоту тона влияет как длина канала так и диаметр. Чем длиннее и больше диаметр тем ниже высота тона и соответственно наоборот. Толщина стенок тоже повлияет. Чем толще тем больший диаметр придется сверлить в игровых отверстиях или смещать их ближе к свистку не увеличивая диаметр. Это 2 варианта. По поводу где сверлить я могу приблизительно сказать когда будет готова трубочка. Сам я пользуюсь чувством пропорциональности. Это как у человека если знать длину руки можно предположить какая должна быт нога в идеале, также и тут. А вообще где-то есть и раскладки расчетов для матиматического склада ума. Удачи!

    • Фёдор пишет:

      Что-же, осталось найти заготовку =) В наших городских условиях это трудновато… А что если взять дощечку из магазина, отрезать от неё кусок, просверлить отверстие, довести ножом и наждаком (жаль нет токарного станка) до необходимой формы… Или дерево должно быть кругляком изначально? Может там структура не подойдёт, направление годовых колец или ещё что и мне придётся ночью с ножовкой как заправский маньяк идти в парк ветки добывать =)?

  25. admin пишет:

    Не обязательно круглым. Подойдет и дощечка и брусок нужного размера. Главное выбрать материал без сучков, сухой.

  26. Сергей пишет:

    Здравствуйте! Спасибо большое Вам за предоставленный материал! Но у меня возник один вопрос…для чего нужно нижнее отверстие, по какому принципу его нужно делать, и как оно влияет на остальные звуки?

  27. Сергей пишет:

    И что нужно сделать, если тональность свирели не совсем попадает в ноту…как настроить?

  28. admin пишет:

    Cергей,вы имеете в виду первый звук(когда еще не просверлены отверстия)? Можно просто укоротить трубку и нота станет немного выше. Но тут важно укорачивать понемногу,чтоб не переусердствовать.

  29. Сергей пишет:

    Спасибо за ответ! А что касается последнего нижнего отверститя, то, я как понял, это будет нота на октаву выше первого звука свирели, ее тональности?

  30. admin пишет:

    Да, вы правильно поняли!

  31. Павел пишет:

    Здравствуйте! Вот у меня вопрос, зачем нужно отверстие с низу???

  32. admin пишет:

    Отверстие снизу для большого пальца. Оно тоже игровое.

  33. Серей пишет:

    Всем привет.
    Подскажите кто знает в группе Ивана Купала на чем играет
    это пастуший рожок или дудка…? звук уж очень сочный низкий почти как дудук

  34. admin пишет:

    Сергей, ссылку на этот инструмент не дадите? Очень хочется послушать!

    • Дмитрий пишет:

      Хочу сделать окарину с устройством свистка как у свирели. Возникли проблемы, нет звука. Сейчас на вашем чертеже увидел что свистковый канал имеет угол в 5 градусов, а у меня он прямой. Подскажите, может это быть причиной отсутствия звука ? Какие параметры вообще оптимальны для свистка, чтобы с наибольшей вероятностью получить звук ? И свирель это открытая дудка а окарина получается закрытая, есть разница в изготовлении свистков ?

      • admin пишет:

        Здравствуйте Дмитрий! 5 гр. это не единственный вариант свистка. Мои эксперименты показали что главнее угла является положение верхушки трамплина пыжа по отношению к углу об который ударяется поток воздуха. Другими словами можно и прямую щель сделать,суть не в этом. Важнее найти нужный размер щели. Если сосредоточить внимание на этом то методом проб +,-,можно найти этот зазор. При этом важно правильное расположение и размер лабиума. Для окарины я делаю 8мм ширину и 5мм длина. Желаю успешного поиска первого звука!

  35. Серей пишет:

    Привет , ролик есть на YOUtube . в поисковике набирал Иван Купала и смотрел все подряд. по форме загнутый рожок с раструбом но по моим ощущениеям звук скорей
    всего через обработку

  36. Дмитрий пишет:

    А может размер щели быть больше миллиметра ? Просто раньше когда звука небыло было чуть меньше, сейчас увеличил до 1,2 мм звук появился. Но только если дуть очень осторожно, и это я ещё не делал игровых отверстий. И длинна 5 мм это от щели свистка до острой кромки, я правильно понял ?
    Как было бы здорово если бы при неудачной попытке можно было бы всё подвинуть назад ))) А так приходится замазывать эпоксидкой, сушить, и точить заново.

  37. admin пишет:

    Да правильно. 5мм. от щели до острой кромки. Если появился тихий звук значит где-то уже рядом. Попробуй подвигать пыж вперед назад он регулирует направление потока воздуха. Представь что ты пропускаешь через щель не воздух а воду. Ты же игрался со шлангом с водой сужая его на конце. Вот этот поток он должен разрезаться об острую кромку. Причем чем больше потока удастся направить во внутреннюю полость тем сильнее будет звук. То есть малая часть должна уйти наружу а большая будет формировать звук. Можно сделать модель на глиняной окарине.

  38. Дмитрий пишет:

    Спаибо за столь доходчивое разъяснение. К сожалению пыжа в моей окарине нет. Она у меня как бы коробчатого типа. Но зато можно подвигать верхнюю сторону с прорезанным окном. При отодвигании этого окна от щели звук становится уверенней. Буду эксперементировать дальше.

  39. Дмитрий пишет:

    Вопрос по настройке.. Получилась окарина в С. Планирую делать от 7 до 9 игровых отверстий. Какие нотыдолжны выдавать отверстия при их поочерёдном открытии?

    • admin пишет:

      У окарин диапазон октава. Увеличивая диаметр отверстия увеличиваешь высоту. Расположение отверстий большого значения не имеют, разве что последнюю лучше подальше от свистка делай.Удачной настройки!

  40. Дмитрий пишет:

    Вопросы всё не кончаются ) Планировал 7-9 отверстий, но на пятом перестала звучать. Я так понимаю что что то не то со свистком, но вот что ?Можно ли его как то подправить, и что при этом надо делать? В принципе сейчас с ним можно сделать не много, могу сделать окно шире, могу уже, но поможет ли и с чего начать ? А по предъидущему вопросу я имел в виду как должны идти ноты , по порядку до, ре, ми и т.д., или есть какая то своя последовательность ?

  41. admin пишет:

    Скорее всего ты вышел за пределы октавы, или последняя дырка получилась слишком большая и близко к свистку. Я правда не знаю конфигурацию твоей окарины, скорее всего она приближена к кругу. В таких полостях колебание воздуха более разрежены это сказывается на звук, он становится тише. Поэтому окарины делают немного вытянутыми. Не забывай что звук это вибрация, а для вибрации в полости с большими растояниями силы может не хватить. У меня тоже была окарина на до тоже такая история на последней ноте. А свисток думаю не поможет. По поводу строя: до,ре,ми,фа,соль,ля,си,до.Это мажорный лад. Посмотри теорию по музыке,ладов очень много. Пентатоника например.

  42. Андрей пишет:

    Здравствуйте!
    Не могли бы вы рассказать об особеностях заготовки камыша? Также меня интересует вопрос, в процессе сушки камыш внутри становится полым, или отверствие необходимо просверливать?
    Заранее спасибо!

    • admin пишет:

      Андрей, камыш можно заготавливать в любое время. Зеленый нужно подсушить месяцок-другой, а желтый (прошлогодний) можно сразу использовать. Выбирайте побеги потолще. Камыш внутри полый и просверливать его не требуется, но у него есть каленца-перегородки как у бамбука, их нужно пробить. Я делаю это надфилем.

  43. Loner пишет:

    Здравия всем! Недавно загорелся желанием изготовить свирель, а именно из дудника. Высушил стебель длиной около 300мм и внутренним диаметром около 11мм, вырезал свисток 8х5мм, подпилил надфилем. Подогнал и вставил пыж. А звук скачет и слышно шипение. Однако, если закрыть примерно половину свистка, к примеру, фольгой, то звук более-менее фиксируется, однако, все равно заметно шипение. Поскольку с игрой на свирели я вообще знаком и не знаю каким должнен быть звук, задам следующий вопрос: должен ли звук «шипеть»? Или это просто потому что я нуб и что-то делаю не так (все таки, это моя первая свирель)?

    • admin пишет:

      Приветствую! Поскольку вариантов изготовления свирели много остановлюсь на главных моментах. Отношение диаметр- длина очень важны.Если сделать больше чем 1 к 30, то первый звук извлечь гораздо сложнее. Поэтому для простых камышовых и из дудника свирелей делать лучше меньше, ну допустим 1 к 20. Свистковое окно тоже разное в зависимости от диаметра. Допустим для диаметра 11мм. хватит 7на 5мм. и если звук пошел слабый, то можно чуть удлинить в сторону вдува . Теперь сам пыж, важно, чтобы угол под которым подается воздух был ровным. Но главнее тот зазор между кончиком пыжа и стенкой свирели, там где воздух отталкивается от пыжа. Его то и нужно медленно увеличивать. Угол же подачи воздуха в свою очередь зависит от лезвия свисткового окна, чем тупее угол, тем легче найти звук, но он не будит столь выражен как при остром. Удачного поиска!!!

  44. Иван пишет:

    Здравствуйте!) Я просмотрел все комментарии и инструкции по изготовлению флейт и свирелей, очень понравилось) сам довольно долго работаю с деревом, и очень болею музыкальными инструментами.) Хотел поинтересоваться у Вас на счёт одного. Я видел однажды духовой инструмент в форме рогатки «Y», сначала думал, что это какая-то разновидность свирели, но поискав в интернете, не нашёл. видел двойные свирели, звук похож, но это не то ( две трубки того инструмента давали возможность играть за 2 голоса и один звук был низкий, а другой высокий). В общем красота! Если знаете, что это за инструмент , то подскажите, как называется и как изготовить (в крайнем случае ГДЕ КУПИТЬ). Заранее спасибо за любую информацию!

    • admin пишет:

      Иван, такие инструменты мы видели, они просто сдвоенные и строят друг с другом, например в терцию. Один из них как правило дает басовое (бурдонное) звучание, а другой сопрано. Так можно совместить две свирели или два пимака (у нас кстати скоро появятся такие варианты). Поищите в интернете: сдвоенный пимак или свирель к примеру.

  45. Иван пишет:

    Спасибо за информацию!) Если не составит труда, не могли бы вы подсказать, как изготовить такой инструмент самостоятельно?

  46. admin пишет:

    Конечно. Имея огромное желание и любовь к флейтам можно приступать к работе.Теории выше крыши. Чем могу помогу.

  47. Иван пишет:

    В общем мне хочется сделать примерно следующее: материал- вишня или шелковица ( подскажите пожалуйста, что будет лучше, или посоветуйте что-то от себя, что считаете более подходящим), на сколько я правильно помню, этот инструмент имел по 3 отверстия на каждой трубке сверху, и по одному на каждой снизу. Дудочка представляет собой, как я уже говорил, РОГАТКУ, т.е. свисток один, и два выхода. Я много думал, как сделать всё это. Есть 2 варианта, один попроще, другой, соответственно, сложнее. 1) Можно (можно ли???)разрезать рогатку вдоль пополам, и попросту в 2х деталях этой рогатки прорезать канавы, и склеить их, чтобы получилась трубка ( но тревожит то, что от этого может испортиться звук). 2)Делать отверстие сверлом, либо хвостовиком. но в таком случае может не получиться угла на резделении трубки, и воздух (как мне кажется) не будет равномерно проходить в обе стороны. Я конечно понимаю, что можно сделать и две отдельные трубки, но всё равно нужен для них общий свисток. Кстати, я слушал пимак, как Вы подсказали) очень и очень понравилось, а главное- звук очень похож на то, что мне нужно, но не смог найти фото сдвоенного пимака… так что не могу с уверенностью сказать, что это- именно тот инструмент, который мне нужен. Пожалуйста, подскажите, как быть с изготовлением, какой материал и какой способ лучше выбрать, буду премного благодарен!) Заранее СПАСИБО!)

  48. admin пишет:

    В плане сдваивания пимаков хорошо продвинулся московский мастер Токугава, и его работы хорошо представлены в интернете.Что касается сдваивания свирели я могу только дать советы которые не будут иметь практической основы,так как я их попросту еще не делал. А по сути могу дать один совет,попробовать сделать одинарную свирель.Понять принципы свистка и настройки. Я до сих пор ищу тот неповторимо красивый тембр свирели работая над свистком.Но если уж просто порассуждать теоретически я бы взял обсалютно сухую рогатку и распилил бы ее,выдолбил канал и склеил.С фруктовыми тяжелее они при распиливании могут не состыковаться,бери проще дерево.Ну если нет выбора я бы предпочел вишню.Удачного эксперимента.

  49. Иван пишет:

    Спасибо огромное!) Выбор, к счастью, есть! И очень большой!) я боялся пилить и склеивать т.к. думал, что это может испортить звук… Однако я всё равно собираюсь попробовать разные варианты) Кстати, по Вашей схеме сделал свирель из бамбука) звук получился хороший, но, кажется, слишком уж высокий. Поэтому у меня снова возникает вопрос: От чего зависит высота звука свирели, и можно ли подобрав трубку потолще получить звук более низкий???

  50. admin пишет:

    Чем больше объем полости флейты тем ниже звук.Правда есть приделы связанные с неудобством распальцовки,либо дырки большие либо расстояние между ними.

  51. admin пишет:

    Пимаки тоже пилю,звук бывает замечательный.Главное условие герметичность полости.

  52. Loner пишет:

    Благодарю за ответ! Укоротил свирель см на 5, вырезал новый свисток, понавырезал кучу пыжей, пока не нашел более-менее подходящий звук. Нота получилась ре-диез. Меня вполне устроит)
    P.S. очень красивый и удобный сайт, хороший мастер-класс — видно, что человек подошел с душой 🙂

  53. Александр пишет:

    Большая благодарность создателям этого чудесного сайта. Насчёт конструкции свистка можно посмотреть свисток блокфлейты. (хотя как показывает пактика — в основном это эксперименты, эксперименты)

  54. Loner пишет:

    Всем привет! У меня вопрос: раздобыл сухое полено (вишня) длиной в 360 мм и диаметром в 30 мм, есть возможность просверлить отверстие и обработать изделие на токарном станке — что возможнее всего сделать из этого полена новичку вроде меня?)

  55. admin пишет:

    Лучше всего получится свирель. Из вишни звук будет хороший.

    • Loner пишет:

      Здравия! Получил деревянную трубку, обработанную на токарном станке, обшкуренную. Однако, местами на трубке есть шероховатости, сколы. Чем их можно обработать, дабы трубка стала поглаже? И чем можно обработать дерево, дабы защитить его от влияния времени, трещин и тому подобного, чтоб трубка прослужила как можно дольше? Заранее благодарю за ответ

  56. Дмитрий пишет:

    А вот я — славянин, живущий вне пределов России.
    Делал я такие дудочки внукам. Получалось!
    По-научному это называется резонатор Гельмгольца. Поищите в сети на эти буквы! Правда, ребята, вы на такую математику напоретесь — мама, не горюй! Там без советского высшего образования разобраться невозможно!
    Но если инженер Советской школы говорит «Я считаю…»он просто обязан предъявить свои расчёты!
    Пошёл-ка я на Юлемисте (озеро такое в Таллине, я рядом живу) камышь заготавливать! Я, дурак, всё время из бузины это делал! А можно, оказывается, и попроще! Большое спасибо автору!!!
    А то внуков прибавилось, а дудочки кончились!

  57. Антон пишет:

    У меня одна проблема. Где можно достать камыш такого размера? Я живу в зауралье в Курганской обл. и везде камыши тонкий даже под самый корень.

    • admin пишет:

      Тут надо поискать:).Я нашел самый крупный камыш на Воронежском водохранилище

  58. Иван пишет:

    скажите пожалуйста, а получится ли такая же свирель из стебля кукурузы?

  59. Антон пишет:

    Спасибо огромное за такой замечательный урок! Сделал свирель из бамбука 2 раза, но оба раза к сожалению треснули. Первый при подстройки отверстий, а второй раз сама по себе. Поиграл максимум 2 дня.=) Однако звук хороший был. Думаю теперь пимак сделать.

    • admin пишет:

      С бамбуком нужно осторожнее. Его лучше предварительно утягивать обувной капроновой нитью и пропитывать маслом.

      • Антон пишет:

        Можете подробнее рассказать про пропитку маслом. К каким материалам это применимо? Какова технология?

        • admin пишет:

          К сожалению не могу, опыта нет. Маслом я редко пользуюсь. В основном восковой мастикой. Ну думаю применительно к дереву они подойдут,но вот для бамбука только слышал что льняное масло применяют. Аха Премдамс есть такой мастер по бамбуковым флейтам он масло применяет. На мой опыт не стоит пока опираться в этом вопросе.

  60. Евгений пишет:

    Простите, вроде получилась не плохо, хотелось бы узнать: не знаете лы вы как делать Поперечную флейту в таком же стиле?

    • admin пишет:

      Поперечная флейта пока меня не заинтересовала настолько чтобы я разобрался в нюансах. Одну сделал,получилась,но этого пока не достаточно для того чтобы давать советы. Знаю мастера,Сергей Емельянов.Он давно делает поперечные флейты.

  61. Евгений пишет:

    Пытался сделать 2 раза , трескается 🙁
    Есть-ли возможность купить у вас такое чудо? Очень хотелось-бы сделать , но видно не судьба… Рождённый ползать — летать не может (с)

  62. Евгенй пишет:

    Здравствуйте мне очень нравятся ваши работы сразу видно рука мастера делала эти замечательные музыкальные инструменты.И я вдохновился попробывать сделать свириль,и я сделал правда яне смог добится тональности нот ,и я прошу вас подскажити как добится тональности а ,так же правильный диаметр дырочек.

    • admin пишет:

      Здравствуйте Евгений! Чтобы добиться нужной высоты ноты лучше всего пользоваться тюнером. Этот прибор определяет высоту ноты и продается в муз.магазинах. Нужный диаметр это зачастую тот который удобен для пальцев, ну и естественно расстояние тоже должно быть удобным. Первая дырочка самая трудная и возможна ошибка, но с опытом приходит уверенность и место определяется уже интуитивно. Хотя если человек склонен к расчетам и шаблонам то можно сделать эталонный инструмент и по нему ориентироваться. Удачи в мире музыки!

  63. Евгенй пишет:

    Это пишет другой Евгений

  64. Леонид пишет:

    Здравствуйте! Извините, если вопрос уже задавался, скажите, как правильно делать обмотки, чтобы получилось так же аккуратно как у Вас? Хотя бы приблизительно.

    Спасибо за замечательный мастер-класс! ))

  65. Loner пишет:

    Привет всем!
    Кстати, те, кому лень тратить деньги на тюнер и идти в магазин, могут скачать программу на компьютер с соответствующим названием. Роль записывающего устройства играет микрофон, а программа вычисляет тональность, частоту и так далее. Я пользовался программой «tuneit», еще есть «s8Tunes100_E».
    Еще можно загрузить тюнер на коммуникатор. Лично у меня телефон на платформе Android, я использовал программу «gStrings» (можно скачать в Маркете). Думаю, схожие программы есть и на другие операционные системы.
    Надеюсь, мои поиски кому-то помогут 🙂

  66. Я пишет:

    Автор, по чем дудку продашь ?

  67. Алексей пишет:

    Добрый день.
    Уважаемый мастер, не могли бы вы пояснить какие параметры и как влияют на звук свирели? Ннапример я выяснил, что слишком широкая дырка свистульки даёт очень высокий звук. Как влияет длинна дырки? Угол скоса (если он отклоняется от 45 градусов)? Толщина канала образуемого пыжом? Наклон канала (если он отклоняется от 5 градусов)?
    Как сделать звук более стабильным? Сейчас у меня свистулька выдает A#, но если дунуть немного сильнее, то звук перескакивает через октаву.
    Спасибо!

    • admin пишет:

      По порядку. В свирелях на высоту тона влияет диаметр и длина канала.Это что касаемо первого звука,когда нету еще игровых отверстий.Чем больше эти параметры тем ниже первый тон.Поэтому для подстройки обычно укорачивают длину,дотягивая до нужного тона. Дальше когда сверлишь игровые отверстия они меняют высоту.Чем больше диаметр игр.отверстия и чем оно ближе к свистковой щели тем выше тон.Что касаемо свистка то его функция сформировать звук.Нюансы это для дотошных. Звук формируется при ударе потока воздуха об лезвие в свистковом отверстии.Под каким углом пыж не столь важно как просто попасть потоком воздуха в лезвие так чтобы ровно по середине этот поток разрезался.

      • Алексей пишет:

        Первый вариант моей свистульки выдавал очень высокий звук. Я потом выяснил опытным путём что дырка была слишком широкой. Как я понял, ширина дырки не должна быть больше ширины потока воздуха, который она режет. Возможно кому-то это поможет.
        Спасибо.

        • admin пишет:

          Опыт всегда имеет значение! Буду рад если откроете что-то новое и поделитесь этим с другими.На самом деле вариантов гораздо больше. Единственное что не меняется так это то что воздух все-таки должен получить направление при котором он будет ударяться об стенки.

  68. никита пишет:

    а можно ли сделать свирель из борщевника? а если можно то как. камыш у нас редко встречается а борщёвника хоть отбавляй. подскажите, плиз

    • admin пишет:

      Да можно, НО!!! Его надо тщательно высушить.Его сок оставляет ожоги которые долго не проходят. Еще есть такая трава дудник, вот из нее вообще здорово получится. Поищи фото этой травы, может быть она в ваших местах тоже растет. Удачи тебе Никита!

  69. admin пишет:

    А по поводу как сделать, да вообщем так же как из камыша.

  70. никита пишет:

    Автор спасибо! Нашёл фото дудника есть такое растение. Пойду срезать.

  71. Rustle пишет:

    (Вопрос к изготовителю инструментов)
    Вы делаете духовые инструменты на заказ?

  72. Борис пишет:

    доброго времени суток. у меня вопрос к админу… какой длинны оптимально должна быть свирель. если сделать чють длинще чем на чертеже как это отразится на звуке.

    • admin пишет:

      Это отразится в сторону понижения первого тона.Прежде я писал об этом и об других моментах и вообщем готов что-то дополнить, а так смотрите комментарии.

  73. takinu пишет:

    Здравствуйте! Добилась хорошего, сочного звука (трубки из бамбука), но только при условии, что нижний конец трубки герметично закрыт. Экспериментировала с длиной, толщиной трубки, углом прорези и щелью пыжа — влияет на высоту и качество звука. Но звук пропадает всегда, если открываю нижний конец или делаю больше одного отверстия(конец трубки при этом закрыт).Подскажите, пожалуйста,с чем это связано.

  74. admin пишет:

    Вы пытаетесь сделать окарину, но при не соответственных ей параметрах. Этого делать не стоит. Откройте конец трубки , тщательно изучите свистковый механизм у подобного инструмента котрый хорошо звучит и поймите принцип появления звука. Очень помагает в таких случаях игра или просто звукоизвлечение на инструменте сделанным мастером. Беритесь за дело при хорошем настроении и с неким посылом прсьбы в пространство. И помните что внутри вас уже есть то что нужно, все что нужно это сделать поиск с искренным чуством. Жду от вас первого звука.

  75. мария пишет:

    Здравствуйте,
    скажите пожалуйста, а донские камышовые дудки Вы не делали?

    • admin пишет:

      Нет, а что это за дудки?

      • мария пишет:

        старинный музыкальный инструмент – камышовые дудки – относится к числу духовых инструментов. Такие использовались в начале 20-го века, когда их вытеснила гармоника, но и в настоящее время можно встретить умельцев, которые изготавливают и играют на них. В 1948 г. Донская фольклорная экспедиция Института этнографии имени Н.Н. Миклухо – Маклая Академии наук СССР выявила в хуторе Соловьевском Новоанинского района двух стариков-казаков – Георгия Ивановича Котоврасова и Григория Минаевича Емельянова. Они лихо исполняли на камышовых дудках несколько плясовых песен. Дудка состоит из двух пустотелых камышовых трубочек, правая имеет шесть ладов, левая – три. Между собой они соединяются специально изготовленным рогом быка или коровы. Звук производится с помощью воздуха выдыхаемого играющим. По свидетельству стариков – казаков, игроки на камышовых дудках иногда создавали оркестр из семи восьми инструментов. Звучность камышовых дудок довольно сильна: игра даже на одном инструменте была слышна за три – четыре километра. Обычно рог дудок украшался резным орнаментом, состоявших из кружочков и прямоугольников.
        Камышовые дудки наших прихоперских станиц и хуторов походят на музыкальный инструмент древних греков – «дудку пана», старейший музыкальный инструмент известный науке. «Это взято с сайта Нехаевского района. Вообще-то упоминаний о них много. Просто, если бы Вы заинтересовались ими и взялись бы их сделать на заказ..

        • admin пишет:

          Мне интересно все что связанно с историей флейт и свирелей. У меня друг как раз занимается изготовлением камышовых свирелей. Он делает их в разных вариантах. На нашем сайте вы найдете его, это мастер Валерий Дьяченко. Вот ссылка: http://ethno-instrumenty.ru/

  76. мария пишет:

    Спасибо большое!

  77. Стас пишет:

    Здравствуйте, мне очень понравился ваш мастер-класс. Решил сделать флейту, материал — бамбук. Посоветуйте как аккуратней сделать перетяжку, ниточка к ниточке, куда девается кончик.. это какой-то особый узел или нет?

    • admin пишет:

      Конечно наглядно не смогу показать но попробую объяснить.На самом деле все узлы простые просто они прячутся во внутрь, но для того чтобы протащить их туда при наматывании нити закладывают петельку.Когда основная нить завязывается то ее концы продеваются в эту петельку и тянут за противоположный конец этой петельки.Тянуть нужно пока узлы не скроются во внутрь а концы не выйдут с другой стороны.А нитка к нитке это лишь вопрос аккуратности, это несложно.

  78. Стас пишет:

    Спасибо, кажется разобрался!
    Я сделал свисток, нота устойчива при достаточно умеренном дыхании, если чуть усилить выдох, то нота поднимается на октаву выше. Так и должно быть?

    • admin пишет:

      Да Стас так и должно быть. Просто у качественно сделанных флейт этот переход достаточно разграничен, ну а если он слишком легок это недоработки свистка и могут параметры отношения диаметра к длине слишком завышены.Тут вот 2 такие основные причины.

  79. Антон Егоров пишет:

    На фото Ваша свирель выглядит так, будто она покрыта лаком. Так ли это? Вопрос у меня возник после того как я сделал себе свирель из сухого дудника и обратил внимание что игровое отверстие размокает от губ и от дыхания. Что можете посоветовать?

  80. admin пишет:

    Все без лака. В этих местах лучше лак не использовать. Вот допустим как я делаю свирели из дерева. С начало промазываю восковой мастикой пыж, ту часть которая соприкасается с влагой и в полости свирели пространство над пыжом. Потом приклеиваю. Мой друг мастер Валера он из камыша делает свирели. Он ничего не смазывает, просто сажает на пва.

  81. Гость пишет:

    Здравствуйте.А скажите пожалуйста а что за ножичек у вас которым вы свистковое отверстие вырезаете?

    • admin пишет:

      Самодельный. У нас есть сайт «Из дерева своими руками» если поищите там я подробно рассказываю как его сделать. Да и многие другие ухищрения.

  82. Виталий пишет:

    привет Всем! Спасибо автору за статью!Мужики подскажите,как сделать тин-вистл? пробывал делать диджериду,варган,я резчик по дереву, так что с обработке проблем не будит,не могу никак найти точных размеров,вот почитал про дудочку с камиша,хочу сделать завтра и начну.подскажите кто знает,Заранее спасибо!!!!!!!!

  83. Игорь пишет:

    Здравствуйте,у меня вопрос.Из чего можно сделать свирель,если нету ни камыша ни бамбука.Просто я сейчас за границей.

    • admin пишет:

      Из любой полой трубки, на худой конец из пластика. Посмотрите может там трава какая растет на вроде дудника.

  84. Женя пишет:

    Здравствуйте мне бы хотелось задать вопрос а как делается свириль допустим из дерева маслины, как вы делайте из дерева полую трубку?

  85. ваня пишет:

    сколько дней делать свирель?1д.,или 1час.

    • admin пишет:

      Я первую свирель вообще не смог сделать и отложил на 4года.Поэтому дабы сохранить время другим мастерам издал этот мастер-класс.Читайте и пробуйте.После неудачных проб буду помогать чем смогу.

  86. ваня пишет:

    Как сделать цилиндровый пыж?

  87. Дмитрий пишет:

    Здравствуйте. У меня возникло несколько вопросов после двух попыток сделать свирель из камыша .Первая свирель имеет свистковое отверстие не 5х7 мм , а 6х7 мм и щель (у пыжа) 1,5 мм в самом начале.Край пыжа немного(1мм)дальше края свисткового отверстия чем на схеме ,остальное строго по схеме .Все эти незначительные отступления — следствия настройки свистка который радовал меня своим звучанием пока я не сделал игровые отверстия.Как только они были сделаны строго по схеме звук пропал.Я эксперементировал и когда совсем закрыл дальний конец свирели звук появился (тонкий ,приятный ,почти без шума) четко различается разница в нотах НО все это только при одном условии :если большинство игровых отверстий закрыты пальцами .Тоесть озвучить все звуки от ноты » До» до ноты «Си» получается только тогда когда закрываю пальцами те игровые отверстия которые отзвучали .Если же их оставлять открытыми (как требуется для озвучивания простых гамм)то звук пропадает на ноте «Фа» (третье отверстие от дальнего края ) Вопрос : возможно ли это исправить и если да,то как? Второй вопрос касается другой попытки сделать свирель :если заготовка из камыша не совсем прямая а с небольшим уклоном начиная почти с середины (где я убрал естественную перегородку) влияет ли это на звучание ?

    • admin пишет:

      Здравствуйте Дмитрий. Используй принцип формирования звука : воздух должен разрезаться об острый предмет ровно пополам.Как ты это сделаешь это твой личный опыт на который ты сам будешь опираться.Есть 2 пути.Математический и интуитивный. Я всем советую использовать их оба. Так вот для математич. который на первых порах необходим нужен инструмент шаблон с которого нужно снять мерки, и желательно иметь его на руках а не виртуально.Если ты почитаешь коменты то ко мне уже обращались с такими вопросами. Посмотри может что проясниться.

  88. Александр пишет:

    Здравствуйте , решил сделать свирель из бамбука , ничего если его длина будет около 25 см? Или это имеет какое то значение?

  89. Гость пишет:

    А удобно ли будет вырезать свистковое отверстие ножом топориком?45 градусов длина лезвия 15мм

    • admin пишет:

      Такие вопросы больше относятся к самому себе. Да как вам нравиться.Соблюдайте основной принцип, а как, это дело чисто индивидуально.

  90. Гость пишет:

    А подойдет ли для изготовления свирели растение рогоз?

    • admin пишет:

      Подойдет все что с полостью внутри и достаточно твердое. Рогоз с полостью?

  91. Гость пишет:

    А какой выжигатель у вас?

    • admin пишет:

      У меня их несколько. Один стаеровский по типу паяльника. Есть еще «Узор» со сменными насадками и регулировкой накала, он профессиональней.

  92. Гость пишет:

    А какой используется для создания представленной свирели?

  93. Женя пишет:

    Здравствуйте а подскажите какие сверла ( размер ) нужно использовать, что бы просверлить дырочки на деревянной свирили?

    • admin пишет:

      Сверла по дереву с самовкручивающимся наконечником,как у самореза.Энкор.Длинна 50- 60см.Диаметр разный есть.

  94. Александр пишет:

    Здравствуйте , а вы кусочек дерева для пыжа купили , или просто ветку нашли и подогнали?

    • Женя пишет:

      Нет, я сначала пробывал сделать свириль из вишни, но не получилось соеденить две половинки а пыж я не стал делать , так как не получилось.

      • Александр пишет:

        А я просто из бамбука делаю и вот незнаю подгонять ли , а то палки все корявые)

  95. Green пишет:

    Здравствуйте! Есть маленький вопрос). Когда я делаю пыж, то в поисках лучшего звука, стачиваю поверхность, направляющую струю воздуха на свисток. Изготовление нового пыжа, естественно занимает время, да и не факт что новый пыж получится надо. Так вот. Что если эту поверхность у пыжа, направляющую воздух делать не ровной и прямой, а как бы изогнутой, в виде ветви параболы что ли? Чем это чревато?

    • admin пишет:

      Важно только то что воздух должен разрезаться ровно пополам.Каким образом менее важно.

  96. Green пишет:

    И если трубка идет на сужение, то на каком конце лучше делать свисток: на узком или на широком?

  97. Гость пишет:

    Скажите пожалуйста если знаете как можно сделать свистковое отверстие в цельной палке без пыжа?

  98. Оксана Кучеренко пишет:

    Просто хотела сказать спасибо за МК и вообще за сайт:) В скором времени что-нибудь сделаю:)

    • admin пишет:

      Благодарствую Оксана! Сайт живой, два мастера стараются донести людям что красивые и звучные вещи сделать не так уж и трудно.

  99. lera пишет:

    а с другой стороны камыша нужно дырку закрывать?а то если не закрыть то не свестит((

    • admin пишет:

      Здравствуйте Лера. Почитайте внимательно коментарии.У вас посто свисток не правильно налажен.

  100. Samoyloff пишет:

    Шикарный МК, но у меня с моими кривыми руками все равно ничего не получилось xD
    Сначала звук был, но тональность получилась очень уж странная (при всех закрытых дырках звучала нота G6), я подумал, что это из-за того, что у свистка слишком большое отверстие. Отпилил. Проделал новое отверстие для свистка. Немного подровнял пыж, чтоб можно было вставить. Звука пропал совсем)

  101. leopold512 пишет:

    У Сибрука в кнмге про Робера Вуда было коротенькое упоминание про книгу по расчету органных труб.
    Очень хотелось бы увидеть оригинал.
    Свирелька это просто маленький орган управляемый губами и пальцами, и имеющий только одну трубу :)).

    • admin пишет:

      МНЕ БЫ ТОЖЕ ХОТЕЛОСЬ УВИДЕТЬ ПОТОКИ ЭНЕРГИИ ВОЗДУХА ОПИСАННЫЕ ВЕЛИКИХ ТРАКТАТАХ.

  102. Дмитрий из Сусуна пишет:

    Я хотел бы вас поправить дорогие друзья, здесь речь идет не о «камыше» (что чаще всего называют «рогоз»)а о «тростнике обыкновенном» — многолетний злак, от 1 до 4-х метров в высоту — для незнающих. Я тоже столкнулся проблемой касаемо диаметра тростника, так как сегодня я искал на береге реки и видел только тростники с диаметром менее 6 мм, завтра пойду искать на берегу пруда.

  103. Владислав пишет:

    Здравствуйте уважаемый администратор! Скажите пожалуйста, в какой области в живёте и могли бы Вы изготовить вот такую дудочку для меня на заказ и сколько это будет стоить? Пожалуйста, отпишитесь на электронную почту, указанную в форме.

  104. иван пишет:

    вы все говорите про дерево я же сделал свирель из алюминевой трубки тональность ля с дипазоном на 4 с половиной октавы.!

    • Александр Николаевич пишет:

      Здравствуйте! Меня заинтересовала возможность сделать для моего внука свирель из алюминиевой трубки, т.к. в муз. инструменте важна жесткость стенок (и для резонирования, и для защиты от разбухания при контакте с влагой). Не могли бы Вы прислать мне на эл. почту чертеж дудочки, которую Вам удалось изготовить. Заранее благодарен.

      • admin пишет:

        Иван все принципы выложены в мастер-классе по свирели из тростника. Добавить нечего. А в комментариях подробно рассказаны нюансы.

  105. Дмитрий пишет:

    Здравствуйте!

    У меня первый звук получился «ми», это правильно или должен быть только «ре»?

    • admin пишет:

      Это не важно.Главное сохранить правильно интервалы между нотами соответствующие какому либо строю, ну например мажорному как у нас в мастер классе.

      • Дмитрий пишет:

        Это делается с помощью тюнера?
        И еще вопрос: после «ми» должна быть «фа» затем «соль», «ля», «си», «до», «ре»?

        • admin пишет:

          Мажорный строй от ми: 1 игровое отверстие фа диез,соль диез,ля, си,до диез,ре диез, ми. Схема интервалов: тон, тон,полутон,тон,тон,тон,полутон.Понятно?

        • admin пишет:

          Да у меня тюнер корг.

          • Дмитрий пишет:

            Понятно, спасибо! Жаль что нельзя выложить сюда запись звуков, чтобы узнать Ваше мнение…

  106. иван пишет:

    здравствуйте!
    у меня вопрос можно ли делать свирель из алюминиевой трубки диам.1 см и длиной около 30 см …

    • admin пишет:

      Да Иван можно.

      • admin пишет:

        Там чуть выше один мастер написал в коментах что сделал свирель из алюминиевой трубки с диапазоном 4 октавы.Можешь с ним обсудить эту тему Иван.

  107. иван пишет:

    уважаемый админ есть вопрос вы случаем не знаете как делать жалейку а то я на одном сайте нашел схему но не понимаю как делать писчик.

  108. иван пишет:

    уважаемый админ вы случаем не знаете как делать жалейку а то я на одном сайте нашел схему но не понимаю как делать писчик.

  109. илья пишет:

    сайт классный!!!но можете дать совет как правильно сделать пыж

    • admin пишет:

      Илья пыж это трамплин для воздуха, какой то момент воздух летит в пространстве между этим трамплином и углом разреза и после удара рассеченный ровно пополам начинает резанировать вместе с полостью создавая вибрацию.Так вот Илья, подготовь пыж таким образом что бы создать направление этому потоку воздуха.Будь философом в создании этого направления и представь мысленно что это поток воды.Думай и размышляй над этим потоком и направь его сначала своим вниманием а затем и изготовляя пыж ровно в это лезвие.Следи чтобы части воздуха которые пойдут одна наружу а другая вовнутрь были ровны друг другу. Смотри в щель в которую дуешь и проверяй эти два потока.По возможности делай все ровно и гладко без бугорков и ям.Будь философом в создании звука потому что это волшебство.!Удачи тебе Илья.

  110. илья пишет:

    спасибо

  111. Валерий пишет:

    Здравствуйте! А могли бы Вы, пожалуйста, собрать для меня флейту пана!!! Просто, если честно, я представления не имею, где взять подходящий для создания этого инструмента материал. С огромнейшим удовольствием куплю ее у Вас за назначенную Вами цену! И спасибо вам за столь безупречный мастер-класс!

    • admin пишет:

      Здравствуйте Валерий.Да я сам хочу купить.Присматриваюсь к флейте на сайте ДУДУК. Кстати их реклама на нашем сайте изредка мелькает.

  112. Валерий пишет:

    О, спасибо!

  113. Костя пишет:

    скажите пожалуйста а из какого дерева лучше делать свирель ?

  114. Спасибо! Отличное руководство. Дал ссылочку в своем «самоучителе игры на свирели», это у меня на сайте.
    Единственно, можно посоветовать делать свирель таким образом, чтобы от заглушки свистка до среза было 290 мм. Тогда свирель будет настроена точно в до-мажор. Это стандарт, который позволяет играть под гитару или с другим сопровождением. И ноты

  115. … и ноты пишутся, обычно под такую «до-мажорную» свирель.

  116. serj пишет:

    простите а дырочку по центру сквозную делать или нет?

    • admin пишет:

      Как в мастер классе все дырочки. 6 сверху 1 снизу. Снизу под большой палец.

  117. serj пишет:

    простите а как еще можно настоить дудочку если нет тюнера если есть програмы через компютер скиньте сылку.

    • admin пишет:

      Сергей если есть любой музыкальный инструмент и у вас есть слух то это выход.Главное знать название нот. Программа нам не нужна поэтому ее нет.

  118. Андрюня пишет:

    Я делал с вербы. Брал подходящею ветку и арматуру за точеную с одного конца и
    нагревал на огне и прожигая ветку. После нагретым гвоздем делал дырки а после надфилем подгонял нужный звук.

    • admin пишет:

      Это неплохой вариант ,показательный в плане силы желания. Из инструментов нужна арматура, гвоздь, надфиль и тюнер. И стихия огня. Все ребята. Подумайте об Андрее те кто задает десятый вопрос как сделать свирель. Нужно просто начать.! Благодарю Андрей!

  119. Александр пишет:

    Здравствуйте, уважаемый мастер. Подскажите, пожалуйста, верен ли ход моих рассуждений.
    Если необходимо сделать свирель в ля-миноре, то:
    -без отверстий должна звучать нота ля.
    -отверстия начиная с первого (считая от конца, где главное выходное отверстие) по седьмое (последнее нижнее) соответствуют нотам по схеме тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (то есть промежуток между 1 и 3 ступенями малая терция в 3 полутона, между 3 и 5 ступенями – большая терция в 4 полутона, или два тона). Получается, это ноты Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля.
    -при открытом нижнем отверстии та же нота ля, но на октаву выше.
    -при открытом нижнем отверстии и одном из шести верхних будет звучать та же нота по схеме, но на октаву выше.

    • admin пишет:

      Здравствуйте Александр. Да все верно, единственно с последним предложением не совсем ясно. Еще могу дополнить из опыта для «ля» лучше брать длину около 400мм. и внутр. диаметр около 14-15 мм. И 26мм от места вдува до окошка лябиума.

  120. Александр пишет:

    Спасибо за практические замеры, с этим больше всего ошибок.

    В последнем пункте напутал, наверное — нижнее игровое отверстие отвечает только за один звук — в данном случае ля на октаву выше от основного, извлекаемого при всех закрытых отверстиях.

    Нет особого опыта игры, потому не до конца понимаю, какой звук получается, если оставить открытыми отверстия нижнее и, например, второе. Будут смешиваться и звучать вместе два звука — До и Ля, присущее нижнему? Или нет?

    И еще вопрос. На начальной стадии это мало существенно, но, может быть, Вы наблюдали различия в звучании флейт из разного материала, хотя и в одной тональности?

  121. костя пишет:

    Подскажите пожалуйста почему когда поставил свисток не играет.

    • admin пишет:

      Потому что не правильно сделали свисток. Любая мелкая ошибка и звука не будет. Пробуйте еще, и прочтите коменты там мнооооого полезного.

  122. Мимопроходил пишет:

    ОП, почему у вас руки такие страшноватенькие? Будто всё время в эпоксидке отмачиваете. Юзайте детский крем, и водные ванночки, а не то жена будет жаловаться.
    А за статью — спасибо большое. Сохронил.

    • admin пишет:

      Ох что только люди не напишут, но чувствую что от большого спасибо заботятся. Хорошо постараюсь больше в эпоксидке не отмывать руки.

  123. Андрей пишет:

    Подскажите, как измеряете угол наклона плоскости отверстия свистка?

  124. Алексей пишет:

    Вопрос немного не по теме мастеркласса.
    Подскажите пожалуйста, как на поперечной флейте рассчитать расположение амбушюра?

    • admin пишет:

      Алексей на поперечке (бансури) не рассчитывают отверстие амбушюра. Его с начало делают а потом перегородкой регулируют находя оптимальный момент. Вообще если возникает потребность то наверно лучше опубликовать подробный мастер- класс по изготовлению поперечки?

      • Алексей пишет:

        Да, было бы замечательно, ибо есть большое желание сделать теперь и поперечную флейту.

  125. Yuli пишет:

    Здравствуйте, у меня такой вопрос,Нам в институте задали просто сделать не играющую флейту средневековья.Я хочу попробовать сделать по Вашей инструкции ,но я думаю если флейта не должна играть , то и свисток делать и подгонять дыроски под ноты не нужно?

    • admin пишет:

      По моей инструкции можно попробовать сделать и играющую , возможно вам понравится то что вы сделали и в будущем этот эпизод сыграет решающую роль в судьбе. А так это трубка и дырочки ,что еще сказать? Ну свисток это щель и вставка из дерева.Вот и весь внешний вид.

  126. Андрей пишет:

    Я извиняюсь за своё не знание, но на картинках камыш внутри полый, а я срезАл внутри цельный, и не где не могу найти какой либо трубки((

  127. Андрей пишет:

    Может кто посоветует какой либо вариант?

  128. Павел пишет:

    Здравствуйте. Очень часто обращался за помощью к вашему сайту и каким-то чудом сделал первую звучащую свирель из камыша. спасибо. Вот теперь я заготовил трубки из бузины. Канал гладенький, есть незначительные искривления от осевой линии по краям (приблизительно 5-7 градусов). В процессе изготовления из бузины звучало только если закрывать другой конец пальцем (понял, что дурной знак). Скажите вот что: я должен всегда добиваться того, чтобы когда смотрел в воздушный канал, лабиум был по центру? Или возможно из неидеально ровных трубок сделать флейту нельзя? Жду ответа).

    • admin пишет:

      Очень много написано и сказано по поводу свистка и новые вопросы уже расцениваю просто как общение и одобрение.Да есть небольшие отклонения но в основе всего разрезать поток воздуха пополам ,как и с помощью чего это сделать вопрос творческий. Смотрите сколько у вас любви к этому процессу,ошибки не останавливают они просто фильтруют не нужное,число экспериментов вот ваш опыт.Только свой опыт будет иметь действительно значение.

  129. Сергей пишет:

    Огромная благодарность автору за столь ценный материал!
    Несмотря на то, что я человек далёкий от музыки, но прочитанное меня очень вдохновило и воодушевило. Не откладывая взялся за дело…
    В процессе изготовления своего инструмента из бамбука возник вопрос: каким образом можно добиться того, чтобы голос свирели был не звонким и чистым, а немного сиплым?
    Надеюсь удасться изготовить несколько нструментов с разными голосами, как говориться, на все случаи жизни и под разные настроения)))

    • admin пишет:

      Сергей свой опыт не заменит теоретические знания, творите,все на самом деле просто.

  130. елена пишет:

    ребенок попросил, мам сделай дудочку. на море бамбук нашли! нашла ваш сайт, сижу вот и ковыряю этот бамбук) ножовка невозможно тяжелая=)

  131. Яруна пишет:

    Здравствуйте, маэстро. А если захотелось сделать дудочку подлиннее, а значит пониже звучанием, то надо просто сохранить вышеприведённые пропорции ? Т.е. если такая Дуда длиннее в 4 раза, то и диаметр отверстия трубки тоже надо увеличить в 4 раза? Кстати интересно, как вообще зависит звук, громкость звука от диаметра канала дудочки ? Хорошо бы — и в 2-х словах, и какую-ньдь ссылку на теорию колебаний, вроде образование-то у меня было технитьское.

  132. Яруна пишет:

    Вот на рисунке у Вас диаметр дудочки — 8 мм. Это, видимо, у тростника. А у бамбука будет другой внутр. диаметр (можно найти стебли из бамбука в разы толще, чем 8 мм). И как тогда ? Останется общая длина 270 мм или всё же увеличится? Или диаметр влияет только на громкость, а ВЫСОТУ ТОНА ЗАДАЁТ ТОЛЬКО ДЛИНА ? Несколько аналогичный вопрос о точности расположения свистка в 17 мм от края.
    А если свисток ближе к концу или наоборот дальше? Вот здесь-то уж точно должна быть зависимость расположения (и размера тоже) свистка от диаметра канала дуды…

    • На высоту звука влияет только длина от переднего среза до задней заглушки. Ширина канала, конструкция свистка и пр. влияет на тембр звука, качество, простоту извлечения и все что угодно, кроме высоты

  133. Влад пишет:

    У меня корпус есть, но делал его не я и мне кажется что корпус сделан не правильно отверстие свистка сделано с противоположной стороны от отверстий и сам свисток длиннее, а не шире как у вас, отверстия все одинаковые. Что делать?

  134. Юрий пишет:

    Добрый день!Очень полезный и увлекательный сайт для любителей музыкальных инструментов.Мой вопрос связан с использованием камыша.Моя любимая флейта-это флейта пана.Возможно ли изготовить пан флейту из камыша,коего в наших краях достаточно много?

  135. Алексей пишет:

    Скажите,пжл, а если нету тюнера получится ли сделать дудочку придерживаясь инструкции и схемы?

  136. Евгений пишет:

    Нужно ли делать заглушку с противоположной стороны свистка?

  137. Павел пишет:

    Скажите пожалуйста, заказы принимаете?

  138. Юрий пишет:

    Здравствуйте, весной загорелся желанием сделать собственную дудочку, ходил искал материал но все оказалось четно , но летом я наткнулся на то что искал и снова захотелось собственную дудочку. Стал делать но возникла проблема, после того как я вставил пыж я собирался настраивать дудку но когда я стал дуть то звука не какого не произошло. В чем проблема может я что тоне то сделал

    • admin пишет:

      Добра вам. явно не так сделан пыж. смотрите внимательнее мастер класс и у вас прояснится.

  139. Иван пишет:

    Здравствуйте, Владимир! Спасибо Вам за Ваше творчество!
    Подскажите в чем причина: звук появляется только если прикрыть часть отверстия на конце трубки или закрыть его полностью. Почему так происходит?

    • admin пишет:

      что то в свистке не так. Там может быть несколько причин. Или пыж или отверстие лябиума.

  140. Александр пишет:

    Добрый день! Увидел Ваш мастер-класс и и захотелось сделать что-то подобное. Вот только из латунной трубки диаметром 15мм. Хочу услышать Ваше мнение по этому поводу. И еще такой вопрос, на что повлияет длина трубки, если она будет не 27 см, а 40 см. И как изменятся размеры расположения свистка и отверстии?

    • admin пишет:

      Александр все на все влияет и если что то менять то этот процесс требует изучения. А так соблюдая параметры выше приведенные придете к результату который уже есть.

  141. Иван пишет:

    А рогоз подойдёт? Потому что камыша я у нас не видел,а рогоза у нас полно.

  142. Андрей М пишет:

    Здравствуйте. Мне бы хотелось узнать от чего зависит высота начального звука (при всех зажатых отверстиях). Подскажите, пожалуйста, можно ли как-то за счёт размера отверстия самого «свистка» увеличивать или уменьшать высоту звучания.

  143. Дмитрий пишет:

    Доброго времени суток!
    Очень интересная инструкция, хочу попробовать сделать. У меня сразу только вопрос возник, в один конец вставляется пыж, а другой конец должен быть свободным? или его следует «запилить»?)

  144. Колибри пишет:

    Как делать игровые отверстия? Какой диаметр, на каком расстоянии друг от друга?

  145. Андрей пишет:

    Добрый день!
    Я вырезал свирель из бруска, и у меня она получилась квадратной формы с закруглёнными краями(снаружи). Можно ли начинать делать отверстия или нужно обязательно сделать её круглой?

    • admin пишет:

      Да можно . Можно и с квадратной делать. Главное свисток правильно оформить.

  146. Родион пишет:

    Здравствуйте,вопрос такой-заднее отверстие так же надо настраивать на до или оно может быть любоого диаметра?

  147. Максим пишет:

    Здравствуйте, я все прочитал , делаю уже не первую, со свистком все понятно, но непонял как делать расчоты то, на каком растоянии от выходного отверстия будет первая нота и последующие? Без отверстий у меня получилась дудочка в ми если закрыть рукой рэ. Может использовать шомпол нужно передвигая его по внутренней полости в поисках нужной ноты? ( так нехочется сново , сверлить отверстия там где не нужео )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*